В скором времени, вероятно, любые заинтересованные лица смогут получить  доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров, в том числе с помощью интернета. Такие изменения в Федеральный закон № 311-ФЗ подготовила Федеральная таможенная служба. Дело в том, что действующим законодательством обязанность по уплате таможенных платежей возложена в равной степени как на лицо, незаконно перемещающее товары, так и на лиц, участвующих в таком перемещении, а при ввозе товаров ещё и на лиц, которые такие товары приобрели. Кроме того, компании, для которых товар везётся, должны его потом поставить на баланс, отчитываться по нему, а значит, должны чётко понимать, по какой декларации (ДТ) товар был ввезён. Кроме того, в ДТ содержатся сведения о декларанте, об импортёре. Таким образом, видя декларацию, можно отследить движение товара: если цепочка где-то разъединилась, то возникает закономерный вопрос: каким же образом был ввезён товар?

При этом не секрет, что очень много товаров в  нашу страну ввозятся «горошком», но также не секрет, что сейчас импортёры, таможенные посредники имеют в своём распоряжении базы выпущенных деклараций по таможенным органам, из которых и берётся «подходящая» ДТ, номер которой сообщается клиенту – реальному получателю товара. Однако, зная только номер ДТ и не имея возможности получить по ней подробную информацию, установить законность ввоза просто невозможно. Мы неофициально поинтересовались у участников ВЭД, как они относятся к нововведению ФТС, и вот что нам пояснили. «Это хорошо для тех, кто честно покупает товары и хочет знать, точно ли их товар был ввезён «ровно». Они могут себя подстраховать, сделав запрос в таможенный орган. Но кривые схемы это вряд ли поменяет, потому что брокеры, которые по таким схемам работают, почти никогда не используют клиента «вслепую». Всегда обговаривают заранее: везём твой товар так-то, найдём декларацию, по которой ты сможешь поставить его на баланс и реализовать, но ты должен понимать, что декларация не та. И клиент это понимает», - сказал наш собеседник. Однако, по мнению разработчика, принятие законопроекта всё же позволит сократить долю теневого оборота иностранных товаров на территории Российской Федерации. Но есть и обратная сторона медали: по закону обязанность уплаты таможенных платежей при незаконном перемещении товаров  возникает у третьих лиц не только в том случае, если они знали о незаконности перемещения, но и в случае, если должны были о нём знать. Такая формулировка вызывает опасения, так как может быть воспринята контролирующими органами не только как право, но и как обязанность: раз у владельца товара была возможность получить информацию о законности ввоза, значит, о факте незаконного ввоза он должен бы был знать. Эти опасения не кажутся беспочвенными, если провести аналогию с предоставленным декларанту правом осматривать товар до подачи ДТ. На практике, когда таможенный орган в рамках административных дел привлекает импортёров к ответственности, то в ответ на попытки импортёра доказать, что он не знал и не мог знать о несоответствии, например, товара инвойсу, таможня ссылается на то, что импортёр не воспользовался предоставленным ему правом, а значит, виновен. И в большинстве случаев суды такую позицию таможни поддерживают. Ещё и поэтому у многих участников ВЭД складывается ощущение, что потихонечку всю ответственность таможенная служба перекладывает на бизнес. Тем не менее, проект федерального закона № 768260-6 «О внесении изменений в статью 100 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» на днях получил положительное решение по итогам процедуры ОРВ и внесён на рассмотрение в Государственную думу. 
Источник: http://провэд.рф